Top.Mail.Ru
г. Дзержинский, Денисьевский проезд, 7б
Главная / Наши работы / Отключаем Flex Fuel на Toyota Tundra 5.7i

Отключаем Flex Fuel на Toyota Tundra 5.7i

 Если вы - владелец Тундры (Секвойи, Лексуса, Крузака) с мотором 5.7, а на крышке багажника вашего авто сохранилась наклейка "FlexFuel" и подозрительная надпись на зелененьком фоне "E85 Ethanol" - поздравляем, вы - член клуба анонимных алкоголиков. И даже если вы сами к спиртному равнодушны, или и вовсе его на дух не переносите - знайте. Ваша машина любит алкоголь. Любит, ждет, и постоянно пытается вычислить его концентрацию. Где? - спросите вы.. Да в бензобаке, конечно же.


Почему? - Да потому, что в Америке, для рынка которой в основном и проектировались эти шикарные заготовки под монстр-траки, широко распространен вариант альтернативного топлива. E85 - это смесь бензина с этанолом, в пропорции 15% бензина и 85% этанола. Продается этот тип топлива практически во всех соединенных (и не очень соединенных) штатах. Разве что, кроме Аляски (ибо там холодно, и со спиртом не стартанешь). А в Бразилии - и того круче - на заправках можно встретить E100 - чистый биоэтанол, который тоже подходит для некоторых FlexFuel-авто.
В чем корень зла таких систем, если говорить о российском рынке?
А в том, что у нас в стране смесь бензина с этанолом в качестве топлива не применяется. Совсем. Нет у нас столько кукурузных плантаций, чтобы из этого продукта гнать дешевый C₂H₅OH. Да и вообще, у нас бы, за такой расточительный перевод продукта не по назначению, население подняло бы топливные компании на вилы.

Зато у нас есть национальное достояние - Газпром, и потому весьма широко применяется газобалонное оборудование (ГБО), работающее на пропан-бутановой смеси. И на такие большеобъемники ГБО ставят с большой охотой - одной из причин является существенная экономия. По крайней мере, до недавнего времени являлась - это, когда литр газа стоил намного дешевле, чем литр бензина.

Вторым поводом водворить в кузов огромных размеров баллон, и занять пустующее подкапотное пространство различного рода устройствами, проводками и шлангами, является существенное увеличение запаса хода. Ведь Тундра с газобалонной установкой может позволить себе застрять за пределами дорог общего пользования гораздо дальше, чем обычная, имеющая только лишь штатный бензобак. То есть, внедорожное приключение, неизменно заканчивающееся походом за трактором, обещает быть более захватывающим и продолжительным.

Ну а теперь серьезно.
ЭБУ мотора, оснащенного калибровками в стиле "FlexFuel", обучен с завода определять концентрацию этилового спирта в баке. И делается это по довольно примитивному сценарию. Всякий раз, когда вы приезжаете на АЗС и заполняете бак, датчик уровня топлива сигнализирует в ЭБУ о факте заправки. И тут блок управления как бы просыпается, и начитает пристально следить за топливными коррекциями, которые рассчитывает, анализируя сигнал с передних лямбда-зондов. И если эти коррекции существенно изменились после заправки - это для ЭБУ будет верным признаком того, что хозяин налил-таки выпить. То есть, заправился не просто бензином, а Е85 - бензоэтанолом.

И, в результате, мозг Тундры "пьянеет", и начинает применять совсем другие калибровочные значения для расчета топливоподачи, углов опережения зажигания, и даже (!) для работы топливного насоса. Немудрено - ведь, газомоторное топливо и E85 существенно отличаются и по удельной теплоте сгорания (почти в 2 раза), и по стехиометрическому составу (т.е., идеальному массовому соотношению "воздух-топливо", обеспечивающему полное сгорание в ДВС), и по удельной плотности топливовоздушной смеси, и по условиям газообмена в цилиндрах.

Как правило, для владельцев, которые ездят только на бензине, разницы между "флексовой" и "обычной" Тойотой нет: топливо от заправки к заправке плюс-минус одинаковое, коррекции резко не "убегают", следовательно, у ЭБУ не бывает поводов достать "спиртовой калькулятор".

Совсем другое дело, если машина газифицирована. При переходе с бензина на газ топливные коррекции начинают меняться (а чем грубее настроено ГБО, тем больше разбег) - а для "флексового" блока это прямой сигнал к действию: он начинает рассчитывать концентрацию несуществующего этанола, что приводит к неприятным последствиям:
- проблеме с долгим запуском, особенно на горячую (примерно так: дзык-дзык-дзык-дзык-дзык-дзык-дзык-дзык-дзык-дзык-дзык-дзык-дзык-дзык-кррррр-дзык-дзык-дзык-дзык-крррр-дзык-дзык-дзык-дзык-кррррр-кррррр-вжжжуууХХ!)
- невозможности корректно настроить подачу газа из-за постоянно "убегающих" то в плюс, то в минус топливных коррекций
- внезапной потере мощности при езде на газу
- повышенному (иногда - даже весьма существенно) расходу топлива.

Мы бы вряд ли стали обо всем этом писать, если бы у нас не было повода. А повод есть и более чем достойный: команда разработчиков Лаборатории Скорости готова предложить вам полноценное программное решение по отключению расчета этанола для Тойот с системой FlexFuel. Расчетная концентрация этанола в ЭБУ всегда будет нулевой, что бы ни происходило. А это значит, что блок всегда будет работать только по "бензиновым" картам, и о всех проблемах "флекса" можно забыть.